Продукция Компания Клиентам Контакты Пресс-центр

Мнение южносахалинцев готовы учесть при обработке городских дорог реагентами

01 / 04

В следующем году в департаменте городского хозяйства администрации Южно-Сахалинска планируют обрабатывать чистыми реагентами весь праздничный квадрат, состоящий из Коммунистического проспекта, улицы Горького, проспекта Победы и улицы Ленина. Этой зимой беспримесным противогололедным составом, а именно галитом посыпают две улицы — Горького и Компроспект (прошлой зимой обрабатывали только Горького). На остальные дороги высыпают пескосоляную смесь.

Впрочем, ни чистые реагенты, ни смесь с песком, ни вообще отсутствие какой-либо посыпки жителям областного центра не нравятся. Это вопрос, в котором в принципе невозможно прийти к общему знаменателю. Как говорят в ДГХ, угодить всем невозможно. Когда сыпали песок, на департамент сыпались претензии и жалобы на грязные машины. Заменили на чистый реагент — появились жалобы на белые разводы на автомобилях и обуви.

— Граждане должны определиться, чего они хотят, — говорит замначальника ДГХ Алексей Римша. — Мы мониторим форум Sakh.com, следим за общественной реакцией и готовы к ней прислушиваться. Но вообще-то вариантов немного — либо посыпать, либо нет. Здесь нет какого-то одного супербезопасного способа. Мы можем, конечно, как в скандинавских странах, вообще ничем не обрабатывать, но у нас люди привыкли к тому, что сразу после метели дороги вычищены до асфальта, а без реагентов сделать это невозможно.

Немного классификации. Антигололедные реагенты бывают фрикционными и химическими. Первые представляют собой каменную крошку и используются только на тротуарах. На Сахалине такой практики нет. Химические реагенты делятся на жидкие и сухие. Жидкие для нашей зимы не вариант, они эффективны только при температуре до -6 градусов. Если на улице холоднее, снежная масса и лед превратятся в желе, что спровоцирует аварии. Таким образом, нам остаются либо сухие реагенты (в чистом виде или в сочетании с песком), либо ничего.

В областном центре традиционно используют пескосоляную смесь, в которой процент галита (технической соли, хлорида натрия) варьируется от 10 до 30 в зависимости от температуры. Чем сильнее мороз, тем больше галита смешивают с песком.

Чистым галитом, как уже было сказано, в этом году обрабатывают Компроспект и Горького. Это сделано в порядке эксперимента, слишком уж много жалоб поступало в ДГХ на песок. Теперь у горожан есть возможность сравнить, но побочные эффекты этой возможности, судя по отзывам на форуме Sakh.com, им не по душе. У одних "это" съело угги, у других собаки, слизавшие реагент с лап, получили раздражение слизистой, третьи недовольны белым налетом на машинах. Это притом, что производители галита имеют сертификат, подтверждающий безопасность продукта.

Такой же сертификат готовы предоставить и те, кто производит "Бионорд" — противогололедный материал, в котором кроме хлорида натрия есть еще специальные присадки, снижающие вред для экологии. Этот реагент работает более эффективно, чем галит, но нужно понимать, что к белым разводам и портящейся обуви все равно придется быть готовыми. Следующей зимой "Бионордом" (или его аналогом) планируется обработать праздничный квадрат.

В ДГХ приводят в пример Москву, где "Бионордом" обрабатывается центр, "Галитом" — улицы, расположенные чуть дальше от центра, и пескосоляной смесью — "края" города. Также используется жидкий реагент, но на политых им дорогах ДТП случаются чаще.

— С моей точки зрения, пескосоляная смесь — самый эффективный вариант, — продолжает Алексей Римша. — Она сразу дает хорошее сцепление плюс разрыхляет снег, благодаря чему его потом легко собрать и вывезти. Чистому же реагенту нужно определенное время для того, чтобы растопить снег до асфальта, и нет быстрого фрикционного эффекта. Сейчас мы используем и то, и другое, смотрим плюсы и минусы. Повторяю, мы готовы прислушаться к мнению горожан.

Противники пескосоляной смеси часто аргументируют свою позицию тем, что песок забивает ливневки, которые весной не справляются со своей функцией. В ДГХ называют это мифом, объясняя, что все дождеприемные колодцы оборудованы отстойниками, в которых песок скапливается, не попадая в трубы. Весной на улицы выходят бригады и чистят эти отстойники вручную. Летом процедуру повторяют, так как в ливневках скапливается не только песок, высыпанный зимой, но и грязь, которую автомобили выносят на колесах с прилегающих территорий.

Как сообщил Алексей Римша, этой весной на улицы Южно-Сахалинска выйдут 11 новых дорожных пылесосов, которые позволят эффективнее чистить город от пескосоляной смеси. Итого по областному центру будут ездить около 30 таких единиц техники.